Дальний транспорт нефти и газа (адаптировано)
Железнодорожный транспорт [railway transportation] – наиболее распространенный вид транспорта для перевозки грузов. Перевозка жидких нефтяных грузов [liquid petroleum cargo] осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах [tank car] грузоподъемностью [load capacity] 50, 60 и 120 т, выполненных из листовой стали [steel sheets] толщиной 8-11 мм. Налив [loading] нефтепродуктов в цистерну, как правило, производится сверху, а слив [offloading] – снизу. Цистерны оборудуются смотровыми площадками [platforms], внутренними и наружными лестницами [internal and external ladders], нижними сливными приборами [offloading devices] и другими необходимыми устройствами для надежной эксплуатации в пути следования и при сливно-наливных работах [handling operations]. В качестве тары для нефтегрузов применяются металлические, пластмассовые и деревянные бочки [barrels] и бидоны [cans], фанерные и металлофанерные [plywood and plywood with metal] ящики и барабаны [cases and drums], стеклянные бутылки [glass bottles], хлопчатобумажные и бумажные мешки [cotton and paper sacks] и др.
Достоинства железнодорожного транспорта:
- универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов в любых объемах);
- равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом;
- доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления [points of consumption] в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей [multiple track railway] в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах [industrial and agricultural areas].
Недостатки железнодорожного транспорта:
- большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий;
- относительно высокие эксплуатационные затраты [operating expenses];
- относительно низкая эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными [empty]);
- значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях [handling operations];
- необходимость специальных сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки [cleanout] вагонов-цистерн.
Водный транспорт [water transportation] нефти делится на речной [river transport] – по внутренним водным путям [inland waterways] (рекам, озерам) и морской [marine transport] – по морям и океанам (как по внутренним морям континента [continental sea], так и между континентами). По рекам и озерам нефть перевозится в баржах [barges] (в том числе самоходных [self-propelled]) и в речных танкерах [river tankers] – специальных самоходных судах, предназначенных для перевозки нефтегрузов. Морской транспорт нефтегрузов осуществляется морскими танкерами [marine tanker] – судами большой грузоподъемности, способными пересекать океаны и моря. Грузоподъемность современных морских супертанкеров [supertanker] достигает миллиона тонн.
Нефтеналивные суда [oil tankers] характеризуются следующими основными показателями:
- водоизмещением [displacement] – массой воды, вытесняемой груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке [loaded displacement] равно собственной массе судна и массе полного груза в нем, включая все необходимые для плавания запасы;
- дедвейтом [deadweight (DWT)] – массой поднимаемого груза (транспортного и хозяйственного);
- грузоподъемностью – массой транспортного груза;
- осадкой при полной загрузке;
- скоростью при полной загрузке.
Сооружаются балктанкеры [bulk tankers] – комбинированные суда, предназначенные для перевозки нефтей и нефтепродуктов, навалочных грузов [bulk freight] и руды [ore].
Имеются танкеры класса «река – море» [river—marine tankers] грузоподъемностью 5000 т повышенной прочности [heavy duty]. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях [open seas] – таких, как Средиземное, Охотское.
Все виды водного транспорта:
- располагают неограниченной пропускной способностью водных путей [waterway capacity];
- в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений [line structures];
- провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства [mooring and shore facilities]. Чем больше грузоподъемность танкера, тем дешевле перевозка;
- эффективность использования супертанкеров повышается с увеличением дальности перевозок, на малых расстояниях они перестают быть рентабельными.
Трубопроводный транспорт [pipeline transportation] нефтегрузов осуществляется по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. По перекачиваемому продукту магистральные трубопроводы [trunk lines] подразделяют на нефтепроводы [oil pipelines], перекачивающие нефть, и нефтепродуктоводы [products pipelines], перекачивающие бензины [gasolines], дизельные топлива [diesel fuels], керосины [kerosenes], мазуты [fuel oils].
К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром от 529 до 1220 мм и протяженностью 50 км и более, предназначенные для доставки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы или пункты налива нефти в железнодорожные вагоны-цистерны или в места погрузки ее на танкеры.
К магистральным нефтепродуктоводам относятся трубопроводы диаметром не менее 219 мм и протяженностью 50 км и более, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производства, а также перевалочных нефтебаз [transfer tank farm] в районы потребления – до распределительных нефтебаз [distribution tank farm], наливных станций [oil loading facilities], портов [ports], крупных промышленных предприятий, ТЭЦ [combined heat and power plant (CHP)] и др.
Достоинства трубопроводного транспорта:
- наиболее низкая себестоимость перекачки
- небольшие удельные капитальные вложения [capital expenditure] на единицу транспортируемого груза [unit of cargo] и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов;
- бесперебойная поставка [uninterrupted supply] в течение года, практически не зависящая от климатических условий;
- высокая производительность труда;
- незначительные потери нефтей и нефтепродуктов при перекачке;
- сравнительно короткие сроки строительства;
- возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу;
- возможность наращивания пропускной способности трубопровода [pipeline capacity] за счет строительства дополнительных насосных станций [pump stations] и прокладки параллельных участков (лупингов) [loopings].
Недостатки трубопроводного транспорта:
- крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод);
- потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов: большая металлоемкость [specific quantity of metal], необходимость устойчивого грузопотока [steady cargo traffic] на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5-10 км/ч).
Автомобильный транспорт [highway transportation] – основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз [oil terminals] и наливных пунктов [oil loading facilities] непосредственно к местам потребления (на АЗС [gas stations], заводы, фабрики, автобазы [motor depots] и т. д.). Для перевозки нефти автотранспорт практически не используют. Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осуществляют, в основном, в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт неэкономичен по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта (например, на Севере и т. д.). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах [tank trucks] и автоприцепах [trailer trucks], мелкие партии нефтепродуктов – в таре на бортовых машинах [high-sided truck].
К достоинствам автотранспорта следует отнести:
- доставку небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;
- большую маневренность [manoeuvrability] и высокую проходимость [passing ability];
- высокую оперативность.
Недостатки:
- высокие затраты на эксплуатацию, в 10-20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге;
- сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов [empty runs] цистерн;
- зависимость от наличия и технического состояния дорог.
Воздушный транспорт [air transportation] нефтепродуктов из-за значительной стоимости применяют лишь для снабжения отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций [drifting stations] и зимовок [winter camps] в Арктике. Доставку нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляют, как правило, в бочках.
2 комментария
Наталья
draft — это всё-таки осадка, а не водоизмещение.
full load draft — осадка в полном грузу (тж. loaded draft)
а полное водоизмещение, то есть стандартное водоизмещение судна плюс груз и все запасы, по-английски будет соответственно loaded displacement или full load displacement
Александра Михайлова
Добрый день! Спасибо! Исправили.