Когда клиент просит о небольшом одолжении (остерегайтесь попасть в услужение)
Наверняка к вам не раз обращались с просьбами о небольших (на первый взгляд, разумеется) услугах: «Не посмотрите короткий отрывок? Есть время на парочку предложений в исходнике? Вы так в компьютерах хорошо разбираетесь, а у нас тут небольшая проблема…»
Здесь возможны два пути:
1. вы хотите укрепить отношения с хорошим заказчиком и говорите «да»;
2. вы не можете сказать «нет», вами нагло пользуются и это выводит из равновесия.
Как же следует реагировать на подобные просьбы? Продумайте подходящие вам варианты поведения.
Вариант первый:
Не отказывайте заказчику, который хорошо и своевременно вам платит. Просто не заморачивайтесь. Быстренько настройтесь и скажите себе: «Потрачу всего несколько минут, требовать оплату не стоит». Это как подкинуть шефа до дома, если его машина не на ходу. Это возможность еще более улучшить ваши отношения. Такая тактика очень хороша для прямых заказчиков. Более того, можно предложить им подобные услуги бесплатно и не выставлять счет за десятиминутную работу. Работайте по нормальным расценкам, а в подобных случаях не мелочитесь.
Вариант второй:
Выставляем счет за все. Вы работаете переводчиком не за спасибо, в конце-то концов. Нужно содержать себя и семью. И не надо испытывать ложное чувство вины, когда вы просите оплатить потраченное вами время. Не просят же они о бесплатных услугах юриста или сантехника! А переводчика, значит, можно?
Любая работа, которую вам заказывают, должна быть оплачена. К примеру, подойдет следующий вариант ответа заказчику: «С удовольствием взгляну на документ. Я, как вы знаете, заинтересован в заказах. Произвести оплату вы сможете исходя из моей часовой ставки».
Вариант третий:
Работаете не за спасибо, но пару раз в году к вам обращаются прямые заказчики с просьбами, которые напрямую не связаны с основными переводческими проектами: «помогите подредактировать блог» или «нужно заказать визитки на иностранном» и т.д. Ну и, разумеется, просят скидку, поскольку просьбы в большей степени имеют личный характер.
Можно сделать что-то бесплатно, но надо смотреть по ситуации. Возможно, именно это заказчикам не понравится. Говорить о скидке здесь тоже не совсем прилично. Лучше использовать слово «гонорар». И все довольны!
Вариант четвертый:
Вы позволили заказчикам злоупотреблять просьбами о небольших бесплатных услугах. Но всему есть предел. Конечно, вы работали, что-то делали за спасибо, чтобы выстроить отношения с заказчиком, а он в ответ перешел все границы. То одно ему нужно, то другое. А если вы работаете с бюро, то будьте уверены, оно-то свои деньги за работу, сделанную вами бесплатно, получит! Так что, стоп. Смотрите вариант номер два. Вежливо намекните, что с радостью возьметесь за работу при оплате по вашей ставке. И никаких эмоций и жалоб на то, что весь последний месяц они слали вам что-то бесплатное по мелочам. Просто с сегодняшнего дня все изменилось!
Оригинал: https://atasavvynewcomer.org/
Перевод: Ирина Рыжкова
Оставить сообщение