Эквайреры и процессинговые центры: экскурс в «черный ящик», часть 5
Пример критической ситуации с отложенным исполнением
Особенности продажи билетов на самолеты и текущие финансовые проблемы в отрасли в совокупности приводят к очень критическим формам рисков в ситуациях с отложенным исполнением заказов. Представьте себе держателя карты, который планирует авиаперелет. Иногда держатель карты покупает билет за несколько недель, а то и месяцев до даты вылета, а путешественники обычно рассчитываются за билеты кредитными картами. Представьте себе, что авиакомпания ликвидируется в период между покупкой билетов и датой вылета. В таких случаях, согласно правилам МПС, возврат денег должен осуществлять эквайрер. Насколько велики могут быть потенциальные потери?
Один эквайрер — National City Corporation – сообщил, что на 30–е июня 2004 г. общая сумма транзакций по кредитным картам по продаже билетов, срок вылета по которым в компании United Airlines еще не наступил [outstanding ticket], составила 853 миллиона долларов США. На тот момент авиакомпания United Airlines была в крайне бедственном состоянии, и в целях недопущения банкротства она находилась под защитой специального закона (Chapter 11 protection). Если бы авиакомпания не смогла выполнить свои обязательства по этим билетам [to honor tickets], то клиенты, купившие билеты с использованием кредитных карт, были бы вправе получить возврат денег [to be entitled to refunds] в соответствии с правилами Visa и MasterCard. У эквайрера на 30 июня 2004 г. не было достаточного страхового обеспечения, чтобы покрыть эти потенциальные обязательства [to hold no collateral against liabilities]. Сумма в 853 млн. долларов США за неиспользованные билеты, конечно, представляет собой риск потенциальных обязательств только по одной компании United Airlines. В 2004 г. этот эквайрер сообщил, что за 6 месяцев, до конца июня 2004 г., он запроцессировал сумму в 5 раз большую – около 5 миллиардов долларов США за будущие полеты, , а стоимость неиспользованных полетов к декабрю того же года снизилась до 547 миллионов долларов США.
Разумеется, вряд ли этот эквайрер стал бы нести в полном объеме обязательства по такой огромной сумме. Но давайте рассмотрим этот случай повнимательнее. Для того, чтобы компания National City Corporation стала нести обязательства в полном объеме по этой сумме, должно произойти три вещи.
Во-первых, авиакомпания United Airlines должна была отменить все авиарейсы.
Во-вторых, все пассажиры должны подать требования на возврат оплаты в установленные временные рамки [allotted time limits]. Несмотря на то, что потребовать возврат денег – это их право, многие пассажиры скорее предпочтут полететь на других авиалиниях, которые, как правило, принимают билеты от «брошенных» пассажиров на основе взаимозаменяемости [on a standby basis] при наличии мест [on a space—available basis].
Уточнение: в ноябре 2005 г., Конгресс расширил действие этого положения до ноября 2006 г. Авиалинии должны принимать эти билеты, но могут устанавливать сборы [to charge a fee] и могут принимать пассажиров на борт только при наличии свободных мест [on a space-available basis].Эти обстоятельства снижают количество пассажиров, потребовавших возврат оплаты.
И последнее условие – в случае ликвидации авиакомпании эквайрер не должен бы был вернуть себе абсолютно ничего из ее активов. Такое развитие ситуации представляется маловероятным, так как, даже если речь шла бы об обычном кредите, то компания-эквайрер могла бы возместить хотя бы часть своих потерь от авиакомпании-банкрота. Если бы этот эквайрер, National City Corporation, предвидел бы проблемы, то он также мог бы потребовать страховое обеспечение [a security deposit], кредитную линию [a line of credit] в банке или начал бы задерживать платежи в адрес ТСП [delay payment].
Но этот эквайрер посмотрел на эту проблему как ситуацию с отложенным исполнением. В первом и втором кварталах 2003 и 2004 гг. компания обработала претензионных платежей примерно на 35 млн. долл. США в квартал, что общей сложности за 4 квартала составило около 150 млн. долл. США. Фактические потери составили около 1 млн. долл. США ежеквартально, т.е. в общей сложности получилось около 4 млн. долл. США. На 30 июня 2004 г. в компании на рассмотрении находилось претензионных платежей на 5 млн. долл. США. Компания считает, что «вряд ли» ее ущерб будет «существенным» в связи с упомянутыми выше правилами обработки претензионных платежей. Как бы то ни было, ущерб такого масштаба не является тривиальным, и характеристика «вряд ли» совсем не означает, что существенные убытки невозможны.
Источник неизвестен,
Переводчик Евгений Бартов,
Руководитель ГК «Альянс ПРО»
Оставить сообщение